18+

Газета «Северная правда»

Главная / Статьи / Учитель здоровья
01.03.2022 16:14
  • 3

Категории:

В печати не опубликовано!

Учитель здоровья

Не секрет, что уровень здоровья подрастающего поколения резко снижается с каждым годом. Во многом это связано с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения она снижается на 50 % и в дальнейшем продолжает неуклонно падать.

Учитель здоровья

Не секрет, что уровень здоровья подрастающего поколения резко снижается с каждым годом. Во многом это связано с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения она снижается на 50 % и в дальнейшем продолжает неуклонно падать. Телевизор, компьютер, телефон, колоссальные нагрузки в школе и дома — всё это негативно сказывается на физическом здоровье школьников. Еще в 2010 году для улучшения ситуации Д.А. Медведев дал указание включить в образовательный стандарт третий урок физкультуры, так как она формирует у учащихся грамотное отношение к себе, к своему телу, содействует воспитанию волевых и моральных качеств, необходимости укрепления здоровья и самосовершенствования,закладывает основы физического и духовного здоровья, на базе которого только и возможно разностороннее развитие личности.А главная задача учителя физической культуры — сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, ведь он может превратить из слабого, болезненного человечка в полноценного, здорового гражданина своей страны.

Вот уже 15 лет А.В. Горобцов на уроках физкультуры и во внеурочное время формируету детей потребность быть здоровыми.

Андрей Викторович искренне хочет, чтобы современные мальчишки и девчонки были физически крепкими, развитыми. Он сам ведёт здоровый образ жизни и приобщает к нему окружающих.

В Ягоднинской средней школе он работает с начала текущего учебного года, хотя в профессии не новичок. Педагогом решил стать в шестом классе, когда столкнулся с несправедливостью со стороны его учителя физической культуры, получив четверку за отлично сданный зачёт.

- Мы проходили тему «Волейбол», технику освоил быстро. Когда сдавал верхнюю подачу, оценка учителя меня всерьез разозлила. Я пришёл домой и сказал маме, что буду честным и справедливым учителем физкультуры. Мама одобрила мой выбор, и с тех пор мы лишь обсуждали в какое учебное заведение поступить. Мы жили на Кавказе и рассматривали вузы этого региона. Но по окончании школы выбор пал на Сибирь. Я самостоятельно сел в поезд, отправился в г. Омск, поступил в Сибирскую государственную академию физической культуры и спорта, спустя некоторое время туда приехала и мама, она родом из-под Омска.

Так А.В. Горобцов стал омичом, хотя сам родился в Улан-Баторе в семье военных. Отец служил в танковой части на границе с Китаем. До трех лет маленький Андрей жил в Монголии, затем с родителями переехал в Оренбургскую область в военный городок Тоцкий-2. Там на полигоне в 1954 году был осуществлен воздушный ядерный взрыв с прохождением войск через эпицентр. Подобные военные учения были первыми в СССР.

- Папа, Виктор Борисович, был старшим прапорщиком автобата, занимался всем, что имело отношение к автотехнике, а мама, Анна Андреевна, работала шеф-поваром в военном госпитале. Моё детство – это военные гарнизоны, перемещение по всей стране. После 9-го класса мы уехали на Северный Кавказ в Ставропольский край, там в казачьей станице окончил 11-й класс, оттуда и поехал поступать в академию.

Педагогическую деятельность начал еще учась в магистратуре. Устроился на работу в авиационный колледж, а затем почти в 26 лет сам пришёл в военкомат и написал заявление, чтобы его призвали в ряды Вооруженных сил РФ. Он думал, что в дальнейшей жизни ему обязательно понадобится служба в армии.

- Я служил в Чите в танковых войсках, хотя изначально ехал служить в спецсвязь, так было написано в документах. Целый состав ехал из Сибири в Забайкальский край. Нас там встретил такой деятельный капитан, который решил укомплектовать роту из бойцов с высшим образованием, набрал 84 таких новобранца. С нами служили 18-19-летние парни, но их было меньше, костяк составляли с высшим образованием. Полгода я был механиком-водителем танка, ещё полгода концертмейстером военного оркестра. Никакого отношения к музыке до этого я не имел, а вот мой боевой товарищ, напротив, играл на ударных, и его позвали в оркестр, так он и меня туда позвал за компанию. Конечно, мне пришлось много и долго учиться, но оно того стоило. К 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне мы вошли в состав большого сводного оркестра из ста человек и приняли участие в военном параде. После Москвы и Санкт-Петербурга по численности он был третий по стране. Три тысячи солдат. Это, безусловно, знаковое событие. В оркестре я приобрел организационный опыт работы, приобщился к творчеству.

В ряды Вооруженных сил А.В. Горобцов призвался взрослым, самодостаточным человеком, у которого за плечами были определенные достижения в спортивной карьере, спортивные разряды по баскетболу, волейболу, футболу, настольному теннису и профессия, о которой он мечтал с детства. Демобилизовался с приобретёнными знаниями, навыком, опытом и новыми друзьями, с которыми и сегодня поддерживает общение.

- Если путешествуем, то заранее с сослуживцами списываемся или созваниваемся и встречаемся. Бывает поезд делает остановку по пути следования, я выхожу на перрон, а там ждет друг. Очень приятно встречаться спустя годы. Друзья, конечно, остались. Армия даёт многое тем, кто этого хочет. Одни считают, что это зря потраченное время, другие стараются по максимуму получить там что-то новое и необходимое для дальнейшей жизни. У нас в части ребята получали удостоверения водителей-механиков танков, а на гражданке работали крановщиками или бульдозеристами. Кто желал, тот всегда находил положительные моменты, многие парни там нашли свою вторую специальность, по которой сейчас работают, вплоть до сварщиков, водителей. Я считаю, что мужчина обязательно должен служить, особенно сейчас, когда уровень физической подготовки молодых ребят падает. Этот год закаляет, дисциплинирует, приобщает к спорту.

После службы Андрей Викторович вернулся в Омск и продолжил работать в авиационном колледже, спустя несколько лет ушел в среднюю школу, где обучалось более тысячи ребят. За два года эта образовательная организация со 119-го места в общем рейтинге по спортивным достижениям поднялась вверх на 110 позиций и вошла в топ лучших десяти школ города-миллионника. По многим спортивным дисциплинам ученики этой школы одерживали первые и призовые места на городских и окружных турнирах, во многом эта заслуга учителя физкультуры А.В. Горобцова.

Сам педагог принял участие в конкурсе профессионального мастерства среди учителей физической культуры «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы». Он занял 2-е место по Сибирскому федеральному округу и получил путёвку на Всероссийский этап, где вошёл в пятерку лучших учителей страны.

На тот момент Андрей Викторович был женат на коллеге, учителе русского языка и литературы Евгении Георгиевне. Молодые супруги приняли решение уехать из Омска и поработать по контракту, поэтому выложили свои резюме на сайте «Форум «Педагоги России» и получили более сорока предложений из нашей страны и одно из Монголии, и именно оно оказалось самым заманчивым.

- Так я приехал в страну, где много лет назад появился на свет. Там еще как в СССР крупные предприятия финансировали школы и детские сады. Монголия очень маленькая страна, при этом там много многодетных семей, в которых дети всегда проявляют уважение к учителю, такого в России уже давно нет. Мальчики и девочки там более отзывчивые, добрые, более мотивированные, они стремятся получать новые знания и навыки, занимаются спортом, саморазвиваются. Мы работали там в русской школе, и ребята учились по российской программе, сдавали ЕГЭ, причем всегда на очень высокий балл, а затем без особого труда поступали в нашей стране в вузы. Там всё общество построено по другим принципам. У нас контракт был подписан на шесть лет, можно было его и дальше продлить, но по ряду объективных причин мы решили этого не делать, а вернуться в Россию.

- Летом 2021 года мы вернулись в Омск и оперативно разместили резюме на сайтах по поиску работы. И вновь более тридцати предложений. Нас интересовали те, где предлагали достойную зарплату и предоставляли жилье. Н.С. Воронова, директор средней школы п. Ягодное, всё лето работала по решению кадрового вопроса и первой с нами связалась. Перед тем как принять решение, в интернете стали изучать инфраструктуру посёлка. Лично меня подкупило, что тут есть спортивная школа, спорткомплекс, большой стадион, школа искусств, парк отдыха и ряд других учреждений культуры, не во многих населенных пунктах такое есть. У нас два сына, а тут неплохая база для их всестороннего развития. Мы оговорили некоторые нюансы с Натальей Сергеевной и приехали. На данный момент нас здесь всё устраивает.

Андрей Викторович, будучи педагогом и классным руководителям, постоянно ведет работу со школьниками по здоровьесбережению, профилактике и борьбе с негативными явлениями, хотя не всегда, говорит учитель, возможно переубедить ребёнка в том, что курить плохо, ведь изо дня в день он видит совсем другой пример.

- Нормы поведения закладываются только в семье. Только родители могут дать понять ребенку, зачем ему учиться и получать новые знания и навыки, зачем следить за своим здоровьем. Если в семье ведут здоровый образ жизни, занимаются спортом, придерживаются правильного питания, не курят и не злоупотребляют алкогольными напитками, то ребёнок все это впитывает как губка. Он обязательно будет наравне со взрослыми делать зарядку, ходить на тренировки. Если сверстники предложат ему сигарету, он найдет в себе силы сказать «нет». А если в семье ведут аморальный образ жизни, в его квартире все пропахло табаком и алкоголем, наши беседы не приобщат к ЗОЖ. Такой ребенок, глядя на маму или папу, потянется сначала за сигаретой, а затем и за бутылкой. Такого допускать нельзя. Был у меня случай, я только пришел в омскую школу, там за углом три девушки курили. Я им стал говорить о том, что они будущие мамы и что курение вредит женскому здоровью, а в их глазах видел пустоту и безразличие. Тут меня осенило: весь мой монолог бесполезен, я спросил у той, что была в компании лидером, курит ли её мама и если курит, то где. Старшеклассница ответила, что мама курит, причем прямо на кухне. Сложно с такими детьми вести диалог, сложно объяснять очевидные вещи, ведь в их семьях такое поведение считается нормой. Родители сами своим чадам показывают негативный пример. Конечно, мы, педагоги, продолжаем разрушать эту непробиваемую стену, что получается редко. Еще был случай, одному юноше задаю аналогичный вопрос о том, знают ли родители, что он курит. Ответ меня удивил, парень сказал, что отец не знает, потому что уходит на работу рано утром, когда он еще спит, а приходит, когда он уже спит, а по выходным работает в другом месте. Родители должны быть более ответственными, не достаточно накормить и одеть, важно заниматься воспитанием своего чада, интересоваться его жизнью, его достижениями и проблемами, стараться чаще самим показывать положительный пример во всём.

Еще А.В. Горобцов считает врагом здоровья детей современные гаджеты. С одной стороны, без них жизнь в современном мире сложно представить, но с другой — они отнимают много времени и здоровья. Массу свободного времени школьники бездарно тратят на игры в телефонах, где без каких-либо усилий добиваются результатов. В игре, чтобы завоевать кубок, не нужно годами ходить на тренировки и оттачивать своё мастерство, там всё куда проще. У них ухудшается память, снижаются фантазия и творческая активность, а повышаются агрессивность и жестокость. Формируется зависимость. Они забывают про обычные детские игры и живое общение, а это во взрослой жизни приводит к негативным последствиям, ухудшается не только физическое, но и психическое здоровье, они постоянно пребывают в депрессии. К сожалению, это психологическое расстройство по-прежнему является наиболее частой причиной самоубийств или попыток суицида. А такого нельзя допускать. Электронные девайсы наносят непоправимый вред физическому здоровью детей, говорит А.В. Горобцов, и это не только эмоциональное истощение. Малоподвижный сидячий образ жизни приводит к переизбытку массы тела и ухудшению осанки. Мышцы шеи ощущают статичное напряжение, кровеносные сосуды сдавливаются, снижается приток кислорода к головному мозгу, как следствие — частые головные боли. Отставание в развитии речи и ухудшение зрения — всё это последствия многочасовых телефонных и компьютерных игр.

Большую часть времени сам Андрей Викторович проводит на работе, в свободное время у него разнообразная спортивная программа. По вечерам ходит в спортшколу и спорткомплекс «Дарума», где играет в футбол, волейбол и настольной теннис, еще он много читает, предпочтение отдаёт фантастике. Досуг его детей также заполнен по максимуму, в ДШИ они занимаются вокалом и хореографией, много времени проводят на свежем воздухе, а дома вместе с отцом помогают единственной женщине в семье по хозяйству.

А.В. Горобцов отлично понимает, что здоровый образ жизни, который культивируется в семье, является залогом здоровья его детей. Поэтому он всегда находит время на занятие спортом вместе с Артёмом и Тимофеем, гуляет и играет с ними в подвижные игры на улице и в спортивном зале, не уставая повторять, что движение — это жизнь.

Екатерина СТАРКОВА.

Фото Андрея Ларионова.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Реклама

Читатели на сайте

Вверх