18+

Газета «Северная правда»

Главная / Статьи / Проблема крупным планом
01.11.2013 12:58
  • 117

Проблема крупным планом

Вокруг взлетно-посадочной полосы в поселке Ягодное было немало шумихи.

Вокруг взлетно-посадочной полосы в поселке Ягодное было немало шумихи. Жители отдаленных от областного центра населенных пунктов мечтали о том, чтобы в их местности вновь осуществлялись пассажирские перевозки по воздуху. Это и понятно, ведь тогда многим не пришлось бы трястись по разбитым дорогам колымской трассы. К тому же время в пути при авиаперелете до областного центра из Ягодного составляет всего полтора часа, а не порядка десяти, как наземным.
Долгожданное событие произошло в мае 2012 года. Именно тогда официально была открыта эта взлетно-посадочная полоса (ВПП), и самолеты малой авиации стали совершать первые полеты. К тому же любителей воздушного транспорта ждал еще один приятный сюрприз – цены на проезд для многих категорий населения практически не превышали размеров стоимости автомобильным транспортом, поскольку часть стоимости билета субсидировалась из областного бюджета.
Но радоваться потенциальным авиапассажирам отдаленных районов пришлось недолго…
«Жители Ягоднинского района искренне были рады тому, что в нашем посёлке, согласно программе президента о налаживании воздушных сообщений путём малой авиации, была открыта ВПП в поселке Ягодное, и начал летать по маршруту Магадан — Ягодное — Сусуман — Магадан рейсовый самолёт АН-28. Но возможность добраться до Магадана воздушным путём быстро исчерпалась, — рассказал начальник Ягоднинского авиаотделения МОГБУ «Авиалесоохрана» Н.П. Процкий. — После выпадения обильных осадков в виде снега, высотой превысившего допустимую норму для посадки самолёта АН-28 и укатка или уборка которого не совершается, воздушные полёты в город Магадан из поселка Ягодное прекратились. Взлётно-посадочная площадка в Ягодном находится в ведении Департамента лесного хозяйства администрации Магаданской области и закреплена за МОГБУ «Авиалесоохрана». Однако наша организация не занимается перевозкой пассажиров воздушным путём и финансовых средств на содержание ВПП не имеется».
По словам Н.П. Процкого, ранее эта полоса была предназначена для того, чтобы группы пожарных вылетали в места возникновения пожаров. Потом местные власти решили приспособить ее под полосу взлета и посадки пассажирских самолетов. С этой целью была произведена отсыпка дороги, полосу удлинили и укатали, поставили разметку. А его назначили ответственным. Поэтому первоначально все шишки полетели на него, что не прибавило А.П. Процкому особой радости. Ведь хоть задел был и хорош, но до конца начатое доведено не было ни в плане специфического оснащения, ни в плане содержания взлетно-посадочной полосы и прилегающей автодороги, ведущей к площадке. И чтобы как-то решить возникшую проблему, начальник Ягоднинского авиаотделения МОГБУ «Авиалесоохрана» решил обратиться в Департамент дорожного хозяйства и транспорта администрации Магаданской области с просьбой оказать содействие и обеспечить финансирование необходимых затрат.
В свою очередь, начальник Департамента дорожного хозяйства и транспорта Т.А. Соболь в октябре 2013 года направила в администрацию Ягоднинского района официальное обращение с такой же просьбой.
«По информации ООО «Сибирская Легкая Авиация», в настоящее время поступают обоснованные жалобы пассажиров на невозможность воспользоваться, при наличии билета, услугой на авиарейсы Магадан – Ягодное. Такое положение сложилось из-за неготовности посадочной площадки «Ягодное», используемой для осуществления перевозок пассажиров по маршруту «Магадан — Ягодное — Сусуман — Магадан», к приему воздушного судна Ан-28. Учитывая сложившуюся ситуацию, принято решение о временной приостановке продажи билетов на авиарейсы до решения вопроса по содержанию и приведению посадочной площадки «Ягодное» в состояние, пригодное для осуществления полетов, — писала в своем обращении Татьяна Аркадьевна. — В целях осуществления полетов без срывов расписания, Департамент дорожного хозяйства и транспорта администрации Магаданской области просит вас оказать содействие в организации необходимых мероприятий по подготовке ВПП в поселке Ягодное. О результатах просим информировать в кратчайшие сроки».
По словам первого заместителя главы Ягоднинского района П.Н. Страдомского, данная ситуация действительно имеет место быть, но решение возникших вопросов весьма затруднительно даже при участии администрации Ягоднинского района.
«В 2011 году было принято решение о реконструкции взлетно-посадочной полосы, которая была непосредственно предназначена только для приема вертолетов и самолетов АН-2 и АН-3, которые выполняли рейсы по облету территории либо для транспортировки пожарных при возникновении чрезвычайных ситуаций в лесной местности. Этот объект относится к МОГБУ «Авиалесоохрана», которое является структурным подразделением Департамента лесного хозяйства администрации Магаданской области, — рассказал П.Н. Страдомский. – К середине 2012 года взлетно-посадочную полосу реконструировали. Этими работами занималась горная компания «Майская» при финансировании из областного бюджета. Было завезено более 20 тысяч кубометров грунта, полоса была утрамбована, расширена до 60 метров в ширину и до 760 метров в длину, как того требуют стандарты. Состоялось официальное открытие полосы, и стали производиться первые пассажирские авиаперевозки».
Как сообщил Павел Николаевич, вопросы по содержанию ВПП стали возникать в том же году, ведь выпадающие осадки – это те факторы, которые негативно влияют на состояние взлетно-посадочной полосы и условия ее безопасной эксплуатации. К примеру, после дождя полосу необходимо укатывать, либо грейдировать, если выпал снег. К тому же необходимо поддерживать в рабочем состоянии подъездные пути.
«В летнее время самолеты прилетали к нам пять раз в неделю. Зимой они должны были летать один или два раза в неделю, в зависимости от загруженности борта. Но в этом году пассажирские перевозки прекратились, поскольку полоса засыпана снегом и никто ее не чистит. Руководитель Департамента дорожного хозяйства и транспорта администрации Магаданской области Т.А. Соболь обратилась к нам с просьбой оказать содействие в решении этого вопроса. Между тем в феврале 2013 года по инициативе главы Ягоднинского района Ф.И. Тренкеншу потенциальный подрядчик ООО «Вертикаль» подготовил проектно-сметную документацию на летнее и зимнее содержание ВПП и автодороги, ведущей к площадке, — рассказал П.Н. Страдомский. — В мае 2013 года в данную документацию были внесены необходимые поправки, и пакет документов был передан руководству Департамента лесного хозяйства администрации Магаданской области для проведения аукциона. Но до настоящего времени по неизвестным нам причинам аукцион на содержание ВПП «Ягодное» не объявлен и не определена организация, отвечающая за содержание взлетно-посадочной полосы. В связи с чем напрашивается вполне справедливый вывод, что вся ответственность за срыв регулярных авиарейсов между Магаданом и Ягодным полностью лежит на Департаменте лесного хозяйства администрации Магаданской области. Особенно если учесть, что в результате переговоров по этому вопросу с экс-губернатором Магаданской области Н.Н. Дудовым и действующим губернатором Магаданской области В.П. Печеным выяснилось, что финансирование с целью содержания ВПП и подъездных путей выделяется из областного бюджета именно Департаменту лесного хозяйства, как собственнику этой взлетно-посадочной полосы».
Данную ситуацию руководитель Департамента лесного хозяйства администрации Магаданской области В.И. Чунаев прокомментировал следующим образом: «Проблем с содержанием взлетно-посадочной полосы в поселке Ягодное и прилегающей автодороги не имеется. Перебоев в авиарейсах по маршруту Магадан — Ягодное — Сусуман — Магадан не наблюдается. Полоса полностью готова к взлету и посадке малой авиации.
К тому же перевозками наш департамент не занимается, следовательно, не имеется и дохода от данной услуги. Средств на самостоятельное содержание этого объекта у нас нет. Наша прямая обязанность – следить за сохранностью лесных массивов и предотвращать чрезвычайные ситуации на вверенной территории. Деньги на содержание ВПП в поселке Ягодное не выделялись. Но, возможно, ближе к концу декабря этого года будет осуществлено финансирование из областного бюджета».
Данное заявление теоретически перечеркнуло на корню всю проблему, но фактически на практике существовать она не перестала. Возник вопрос – кому же верить? Жителям Ягоднинского района, которые страдают от того, что не могут воспользоваться услугами авиаперевозчиков? Должностным лицам, осуществляющим свою деятельность на территории района? Или все-таки представителям государственных структур области?
Эту запутанную по своей сути проблему начальник Ягоднинского авиаотделения МОГБУ «Авиалесоохрана» Н.П. Процкий комментирует с тяжелым вздохом: «Расчистили мы полосу, расчистили, но надолго ли…»
После некоторых расспросов выяснилось, что взлетно-посадочная полоса в действительности не могла принимать суда малой авиации в период с 1 по 20 октября этого года. И это факт. Соответственно, проблема существует.
Работы по расчистке и утрамбовке осуществлял на основании договора один из предпринимателей Ягоднинского района, около трех суток непрерывно колеся на своем фронтальном погрузчике по территории взлетно-посадочной полосы. В результате Ягоднинское авиаотделение МОГБУ «Авиалесоохрана» осталось должно исполнителю более 93 тысяч рублей. Сумму эту теоретически должны погасить из средств областного бюджета, а точнее финансов, которые, по сути, должны быть или были выделены Департаменту лесного хозяйства администрации Магаданской области с целью содержания данного объекта.
Однако история прошлого года заставляет серьезно засомневаться в этом. Ведь в прошлом году двум предпринимателям, осуществляющим такую же работу, Ягоднинская авиалесоохрана уже осталась должна около 120 000 руб. Причем в 2012 году большую часть работ по содержанию взлетно-посадочной полосы и прилегающей автодороги взяло на себя ООО «Сибирская Легкая Авиация», затратив порядка 800 000 руб. собственных денежных средств без надежды на компенсацию со стороны реального собственника объекта.
«В настоящее время авиаперевозки из Ягодного до Магадана возобновлены. Но продлится это, по всей вероятности, не долго. До первого серьезного снегопада, — констатировал Н.П. Процкий. – Выходов, как я считаю, из этой ситуации два. Первый — чтобы деньги были выделены в достаточном объеме на содержание взлетно-посадочной полосы и прилегающей автодороги и, конечно же, на ее оснащение, хотя бы в плане освещения, установки шлагбаумов, охраны, средств связи и оповещения. Второй выход — передать этот объект в частные руки или Департаменту дорожного хозяйства и транспорта администрации Магаданской области. Причем по поводу всего этого мы уже выходили с ходатайствами, но так и не были услышаны».
Прислушается ли областное руководство к Н.П. Процкому, неизвестно. Ясно одно, что после очередной метели самолеты опять перестанут садиться в Ягодном, и, как заметил Н.П. Процкий, действительно получится, что «вся шумиха была поднята для галочки, и миллионы затрачены впустую».
   

Автор: Валерия КАДЫШЕВА,
корреспондент

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Реклама

Читатели на сайте

Вверх