18+

Газета «Северная правда»

Главная / Статьи / «ПО МЕСТАМ НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫМ…»
06.09.2024 12:13
  • 1

Категории:

«ПО МЕСТАМ НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫМ…»

(Окончание. Начало в “СП” №№ 34-35.)  Интересными для нас были конструкция копёра и расположенное метрах в семи-десяти от него какое-то непонятное бетонное сооружение метра три на четыре и глубиной более метра.

Несколько человек с интересом рассматривали эту довольно хорошо сохранившуюся бетонную ёмкость. Интерес вызывал сам вид – сооружение, которому как минимум 80 лет, выглядит как новое (если смахнуть прошлогоднюю листву). Ломали головы: как так – дожди, морозы, солнце и — ничего не разрушилось? Конечно, сегодня трудно поверить, особенно молодым людям, что такое возможно. Но в недалёком прошлом, в т. ч. и в годы репрессий, большинство зэков в лагерях работали добросовестно (хотя были, конечно, и лентяи-шаромыжники). Иначе как объяснить сохранность такого сооружения? И не только этого. На выезде из посёлка-лагеря мы заехали на остатки обогатительной фабрики, где перерабатывали отобранную на транспортёрах касситеритовую руду. Кто-то (точнее какие-то идиоты) сожгли это сооружение, вывезли двигатели и насосы, но фундаменты с анкерными болтами, на которых они крепились, остались. И до сих пор удивляют всех, кто приезжает сюда. Удивляют тем, что выглядят вполне сносно, т. е. не подвластны погодным перипетиям в течение почти 80 лет. Хотя кое-что и повредила природа, но не так, как это происходит сегодня в Магадане. Почему в Магадане? Да потому, что в районах никакое строительство не ведётся…

Посмотрев, удивившись, повосхищавшись и поспорив между собой и со мною, участники экспедиции согласились с тем, что, несмотря на удары судьбы, заключённые трудились добросовестно...

Днепровский мы покинули в седьмом часу вечера. Пару часов добирались до трассы. А потом, выехав на хорошую дорогу, не менее получаса привыкали к «гладкой» трассе, по которой наши машины неслись со скоростью 80-100 километров в час.

К 10 часам вечера, когда спускались сумерки, остановились в месте, где сохранилась часть кладбища бывшего посёлка Красная Речка. По сути, это кладбище строителей Колымской трассы, ставшее, после выполнения задачи, кладбищем общепоселковым. Было оно в стороне от дороги. Но в лихие 1990-е годы строители-дорожники, не самовольно, конечно, а по проекту спрямляя трассу, проложили её прямо через кладбище. И абсолютно никто за это не ответил. Около десятка могил, в т. ч. и ветеранов Великой Отечественной войны до сих пор сохранилось здесь. Ну а столбики с номерами на лагерных могилах-холмиках давным-давно сгнили… Помянув всех усопших, мы отправились домой, в Ягодное, до которого оставалось более 200 километров…

В 3 часа ночи 11 августа прибыли в поселок, и все новые участники экспедиции получили в дар книгу «Берзинская Колыма», в которой речь идёт о том, кто и как осваивал Колыму до 1937 года…

Иван ПАНИКАРОВ, организатор

и участник экспедиции.

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Оцените, пожалуйста, этот материал по 5-балльной шкале:

Выберите один вариант

Всего проголосовало 0 человек

06.09.2024 - 06.10.2024

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Реклама

Читатели на сайте

Вверх