В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ СУТОК, И ДАЖЕ НОЧЬЮ...
Оказывается, история бывшего треста «Дальстрой» интересует не только колымчан, но и жителей материка. Из разных СМИ – газет, телевидения, блогерских сайтов, коих уйма, – гости, о суровой, в прямом и переносном смыслах, Колыме, знают многое. Точнее, наслышаны: золото, морозы за полста, зима 6-8 месяцев, ну и репрессии, конечно. И некоторые о том, что здесь было в первой половине 20-го века – исправительно-трудовых лагерях (ИТЛ), «знают» даже больше, чем местные жители. Начитались всяких небылиц в выше упомянутых СМИ. Поэтому никто не проезжает мимо посёлка Ягодное Магаданской области и музея «Память Колымы», где можно кое-что узнать о прошлом Северо-Востока России.
Вот и с началом лета этого года, так сказать, зачастили посетители-туристы из разных городов России. Всего за июнь моими гостями (я заведую упомянутым музеем), были больше десятка россиян (для Ягодного, где проживает около трёх тысяч человек это много). Были люди разных возрастов и профессий из Архангельска, Великого Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Артёма Приморского края, Набережных Челнов (Татарстан), Перми и шесть человек местных, то есть жителей Ягоднинского райна.
В музее у меня в квартире и в его филиале в Доме культуры есть, что посмотреть, есть чему удивиться. Более того, почти все гости с материка были удивлены тому, что я им рассказывал и показывал. А говорил я о том, что в колымских лагерях был не только негатив, о котором наши СМИ, да и мы сами рассказываем без устали и даже фильмы снимаем, но и позитив, а его было намного больше, но о нём знают единицы. Я – один из тех единиц…
А удивлялись гости тому, что при первом руководителе треста «Дальстрой», директоре Эдуарде Петровиче Берзине (с ноября 1931 г. до начала осени 1937 г.), заключённые получали зарплату, отправляли деньги родным на материк. Если не нарушали лагерного режима в течение года, то имели право вызывать на Колыму родных – жену (мужа), детей, которым Дальстрой оплачивал проезд, обеспечивал жильём и в первую очередь работой, выдавали подъёмные деньги и семья жила, так сказать, припеваючи, т. е. нормально (если не брать во внимание морозы).
Ну, а о том, что я показывал посетителям, много говорить не буду так как сейчас в стране действует закон «О персональных данных…», которые я о многих жителях планеты Земля разыскал в конце 1980-х – 1990-х годов.
Где? В заброшенных конторах предприятий и организаций, бывших жилых домах, в районных и областных архивах, редакциях магаданских газет, в письмах из КГБ, ФСБ, МВД, прокуратуры (около 200 экз.) и других правоохранительных органов, переписывался и встречался с тысячами колымчан, жившими и живущими на Колыме, на «материке», в ближнем и дальнем зарубежье...
За свои рассказы (публикации) о судьбах людей, предприятиях, репрессиях и жизни колымчан в советском прошлом, а также уникальные фотографии и документы я получал слова благодарности как устно, так и письменно в книге отзывов…
Всех, кто интересуется историей Колымы, в т. ч. и жителей материка, приглашаю в свой музей, который можно посетить совершенно бесплатно в любой день и время суток (даже ночью), связавшись со мной по телефону 8-914-854-98-35.
P.S. Все, кто побывал в июне 2024 года в музее «Память Колымы» в п. Ягодное, получили в дар книгу в твёрдом переплёте «Берзинская Колыма», в которой бывшие заключённые колымских лагерей и их родные рассказывают о позитиве.
Иван ПАНИКАРОВ.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.