18+

Газета «Северная правда»

Главная / Статьи / ВОСПОМИНАНИЯ СОЛДАТА
26.02.2024 09:20
  • 3

Категории:

ВОСПОМИНАНИЯ СОЛДАТА

С Иваном Александровичем Паникаровым я знакома давно — вместе работали в нашей «Северке», да и сейчас часто общаемся. Но никогда не разговаривали о его службе в армии. А недавно, буквально накануне 23 Февраля, он зашел к нам в редакцию и на него, как говорится, нахлынули воспоминания о тех двух годах, которые он провел в рядах Советской армии. В беседе я задала ему несколько вопросов, на которые он ответил с удовольствием и даже с какой-то ностальгией.

- Иван Александрович, расскажите, когда вы были призваны на службу, чем она для вас стала — испытанием или хорошей школой?

- Армия – хорошая жизненная школа для мужчин. Случается, что и женщины в ней «учатся». Эту школу я закончил в 1975 году, вернувшись домой 9 Мая.

Хуторяне как раз отмечали праздник День Победы у соседа, ветерана Великой Отечественной войны. И, конечно же, встретили меня, как, впрочем, и провожали в мае 1973 года, подобающим образом – рюмкой водки, точнее стаканом, и кратким «допросом» о службе в Советской армии...

В 1972 году я поступил в училище связи № 4 города Ростова-на-Дону. В армию призывался Кировским военкоматом. Но сначала, в зиму 1973 года, учился от военкомата в вечернее время на телеграфиста. Думал, что попаду в войска связи, это же пророчили мне и земляки, служившие в армии ранее.

В начале мая в очередной раз получил повестку из военкомата. Прихожу, а мне сообщают, что в армию я не иду – отсрочка. Спрашиваю взволнованно – почему. Отвечают, мол, уже набрали связистов, жди до осени. Рассказал о случившемся старшему брату, знакомым, кто служил. И все они мне дают совет: «Скажи офицеру, что попал в историю, участникам которой грозит небольшой срок, мол, спасите…»

Числа 6-7-го вызывают опять в военкомат. Прихожу и умоляю знакомого лейтенанта включить в список призывников. И, представляете, офицер пошёл мне навстречу, сообщив дату прибытия с вещами в военкомат – 10 мая.

А мне от Ростова до хутора Грязновка, где я жил с родителями, почти день добираться на электричке, потом автобусом и километра три пешком. Позвонил родителям, и они засуетились – начали к проводам оперативно готовиться. Ну и проводили меня хуторяне 8 мая 1973 года…

- Расскажите подробнее, где и как служили?

- Попал я в ракетные войска, в часть 90150, базирующуюся в г. Цители-Цкаро в Грузии. Об армии мы, призывники, уже многое знали, но на себе ещё ничего не испытали. Сначала нас, человек 200, привезли на какой-то сборный пункт на берегу озера, среди небольших гор. Пару дней здесь находились, потом пришли машины «Уралы», и мы отправились в часть.

Обустроились, и началась служба – учили Устав, маршировали по плацу, бегали кроссы, подтягивались на турнике, отжимались от земли. И, чуть ли не ежедневно, были политчасы, то есть изучали историю СССР, образование армии со времён Александра Невского, уроки истории с Ледового побоища до Великой Отечественной войны…

Через каждые три месяца наш батальон выезжал на боевое дежурство – охраняли воздушное пространство со стороны Ирана, хотя до границы с этой страной, через Азербайджан, был не один десяток километров. Но для ракет это не расстояние, также как и для военных антенн-локаторов.

О дедовщине в армии, конечно, слышали всякое. Но многое из того, что знали, не подтвердилось, разве всякие мелочи, типа дембеля забирали у призывников новую парадную одежду, в которой потом уезжали на гражданку. Ну и наряды иногда приходилось отрабатывать. Но длилось это не долго – до осени, когда приходили в часть новички. Из ребят, попавших в одну батарею, почти все отдали сами свои «парадки» дембелям, которые успокаивали, мол, и вы у молодых заберёте. Так и было на самом деле.

- А помните ли своих командиров?

- Фамилии помню, а имена-отчества, увы. И товарищей по службе многих помню. Командиром нашей батареи связи — кабины П (приёмо-передающая), А (автоматизация), У (управления), Д (дизельная) — был литовец, майор Грибаускас, а отделением кабины П, где я числился, был татарин, лейтенант Шарафуллин. Командовал частью русский подполковник по фамилии Правда.

До сих пор помню слова строевой песни «Когда поют солдаты». Но пели мы её по-своему, точнее, меняли одно-единственное слово в строчке «Безусые комбаты, ведут своих орлят…». Наш комбат Грибаускас был с большими, шикарными усами, вот мы и пели «усатые», а не «безусые», за что нам неоднократно делали замечание. В том числе и сам комбат говорил: «Ребята, пойте как положено, не меняйте слово. Мне просто неудобно…» Мы «агакали», но продолжали петь по привычке так, как пели ранее. И командир части тоже говорил с нами по этому поводу. Потом все успокоились и не стали нас учить, как петь. Пели мы, особенно слово «усатые», очень громко и нас могла слышать даже Москва!..

- Что ещё запомнилось из армейской службы?

- Многое помнится, всего не расскажешь. В армии я стал донором. Когда оставалось служить полгода, в числе других ракетчиков меня перевели в артиллерийскую часть в городе Абовян в Армении, километрах в 7-10 от Еревана. Будучи дембелями, мы неоднократно получали увольнительные, бывало и ходили в самоволки. Однажды, находясь в самоволке в Ереване, куда мы ездили сдавать кровь и получали за её сдачу – 200 граммов – больше 10 рублей, нас заметил патруль. Ну, думаем, попались. А тут группа армянских ребят-студентов, человек 20, идёт, весёлые ребята. Они поняли, что мы попали в безвыходное положение и «спасли» нас, обратившись с вопросами к патрулю, таким образом затруднив их продвижение в нашу сторону. Ну и мы смекнули, рванули между домами и «спаслись».

Дважды, один раз в Цители-Цкаро, второй в Ереване, приходилось быть на гауптвахте за разного рода нарушения воинского Устава…

А когда ехали поездом домой в мае 1975 года – эшелон был специальный, до Ростова-на-Дону для демобилизованных из Закавказского военного округа, – то в Тбилиси в поезд сели ракетчиками из Цители-Цкаро, с которыми полтора года охраняли воздушную границу Родины – Союза Советских Социалистических Республик. И остальной путь – до самого Ростова-на-Дону – был полон воспоминаний и пожеланий успехов в дальнейшей гражданской жизни.

Хочу обратиться к сегодняшним ребятам призывного возраста: не бойтесь идти в армию, не «косите» от службы, а наоборот гордитесь тем, что станете воинами Российской армии.

Наталья АНИСИМОВА.

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Реклама

Читатели на сайте

Вверх