«КНИГА СУДЬБЫ» ИВАНА ПАНИКАРОВА
Когда в преддверии праздника «День пожилых людей» я готовилась к интервью с Иваном Александровичем Паникаровым, перечитывала множество материалов, а об этом человеке написано действительно много статей, заметок, есть даже небольшой раздел в Википедии, то немного растерялась. Что еще можно рассказать об этом замечательном и известном человеке, коль открываешь интернет, и много разных сведений выдает всемирная паутина. Что получилось из этой затеи — судить вам, дорогие читатели.
В 1955 году в семье Александра Игнатьевича и Нины Алексеевны родился сын, назвали его простым русским именем — Ванюша. Мальчуган рос озорным, очень шустрым. Набеги на хуторские огороды и сады — привычное дело. Но и попадало за это от взрослых. Не всем нравилось вторжение пяти мелких друзей-хулиганов на частную собственность. Когда Иван учился в 6 классе, произошло необыкновенное событие: прошел сильный ливень над хутором, размыло овраг, и, к огромному удивлению мальчишек, из него показались человеческие кости. Пацаны побежали за лопатами. Ржавые, почти истлевшие фрагменты какого-то оружия, красивый запечатанный кувшин. Эти предметы лежали рядом с останками людей. Когда мальчики открыли кувшин, оттуда посыпались какие-то семена. Прошло очень много лет, и Иван Александрович узнаёт, что находка эта — захоронение скифов (приблизительно 5-7 век нашей эры). Красный Сулин находится недалеко от хутора Грязновки, там много работы археологам, потому что посреди степи стоят высокие рукотворные курганы величиной с хороший дом.
Когда мальчик учился в 8 классе, его стихотворение «Мой дед» (Иван Александрович до сих пор помнит этот стих наизусть) опубликовали в местной газете. А немного ранее, в 10 лет, на обыкновенных тетрадных листах Ваня выпустил книжку. Это было его первое самодеятельное издание с рисунками автора. Проходит несколько десятилетий, и молодой мужчина 5 февраля 1991 года устраивается на работу в качестве корреспондента газеты «Северная правда» в Ягодном. Как Иван Александрович заинтересовался историей Колымы, с чего началось увлечение сведениями о заключенных Колымы — это можно прочитать в свободном доступе в интернете.
Архивы Ивана Александровича хранят в себе сведения о 100 тысячах бывших узников Колымы, приблизительно 40 тысяч фото заключенных и вольных людей. В 80-90-х годах прошлого столетия многие из сидельцев были живы. И буквально по крупицам собирался уникальный материал. За сведениями пришлось объехать полстраны: Ростовская область, Волгоград, Москва, Магадан... В 2011 году появилась уникальная книга «Эхо Гулага», вышло из печати 19 книжек серии «Архивы памяти» — воспоминания бывших заключенных, 10 книг серии «Малая родина». Планы на ближайшее будущее: закончить работу над «Книгой судеб».
Кто-то, конечно же, подумает, мол, где же взять столько денег на издательскую деятельность. По словам Ивана Александровича, деньги — это хлам, без которого сделать в жизни доброе и хорошее невозможно. Он знает, где взять этот хлам… И издает книги.
Я спросила у Ивана Александровича, как он относится к своей известности. Ведь эту фамилию – Паникаров — знают и в Германии, и в Польше, и в Израиле. Ответ был таков: отношусь абсолютно спокойно, звездной болезнью не страдаю. Историки-профессионалы с огромным уважением относятся к деятельности краеведа. Анатолий Широков, Сергей Ефимов, Александр Козлов посещали музей Ивана Александровича. Недавно в Ягодное приезжал губернатор Магаданской области Сергей Носов, который тоже с огромным интересом рассматривал экспонаты, пообещав выделить отдельное здание для уникального музея.
Меняется время, неумолимо бежит. Мужают дети, растет внук Илюша. Жизненный ориентир: идти своим путем, добросовестно делать своё дело. Самое лучшее и интересное впереди. Так можно ли назвать Ивана Паникарова пожилым человеком? Конечно, нет! Ведь у него так много задумок, хороших неосуществленных идей. Жизнь продолжается…
Валентина ШИРУГИНА.
(Фото из архива Ивана Паникарова.)
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.