18+

Газета «Северная правда»

Главная / Статьи / В НИКУДА ПО БЕЗДОРОЖЬЮ
08.09.2023 12:36
  • 13

Категории:

В НИКУДА ПО БЕЗДОРОЖЬЮ

Заголовок для нынешнего времени, конечно, интригующий. Да многим и не понятен: как в никуда? почему по без­дорожью? кто-то же, когда-то, куда-то ездил в этом направлении?

Конечно, ездили, когда здесь была до­рога. Да и сегодня ездят те, кто знает или наслышан об этих глухих таёжных мес­тах. Кто на рыбалку или охоту, кто в лет­ние месяцы отдыхать, кто по местам некогда существовавших посёлков, где трудились по-ударному колымчане.

Труднодоступных и, так сказать, за­поведных мест на территории Магадан­ской области много, поэтому и едут сюда, как говорится «...и конные, и пе­шие». Правда не многим сопутствует успех — узнать и увидеть что-то истори­чески интересное. Зато красотами Ко­лымы и дарами её природы довольны абсолютно все гости.

Одно из таких заповедных мест — рай­он озера Джека Лондона и почти 70-ки­лометровая дорога, точнее бездорожье, вдоль которой некогда находилось не­сколько посёлков-лагерей. Несмотря на такой, по-колымским меркам, мизер­ный километраж, путь сюда по времени — не менее 6-7 часов, а то и 8-9. Столько же ехать от посёлка Ягодное до Магада­на, расстояние между которыми 520 ки­лометров.

В познавательную экспедицию «... по бездорожью», организованную Ягоднинским районным историко-просвети­тельским обществом «Поиск незаконно репрессированных» в рамках проекта «Колымская Атлантида», финансируе­мого из областного бюджета, собира­лись почти месяц — трижды переносили дату выезда. Вместе с водителем «КамА­За» — 14 человек, в основном молодые ягоднинцы>1 лет по 30-40, работающие в Доме куль­туры, управлении образования, детском саду «Солнышко», архитектурном и юридическом отделах администрации округа и др. Абсо­лютно все были готовы на любые труд­ности, даже медведи, которых в тех мес­тах уйма, не пугали их. Наконец, 18 авгу­ста в 10 часов тронулись в путь.

Не буду вдаваться в подробности по ходу поездки, ибо всем хорошо извест­но, как ехать по бездорожью. В пути сле­дования я рассказывал о направлении и территории, по которой мы ехали. До­рогу здесь построили давным-давно — во второй половине 1930-х годов. Зачем? На озере Танцующих Хариусов, точнее на ручье Кюель-Сиен, берущем здесь начало, планировали строить ГЭС. Но помешала война, а дорогу, с добротны­ми деревянными мостами, построили. И по этой дороге и мосту через реку Дебин до середины 1980-х гг ездили на озеро Джека Лондона все желающие даже на легковых автомашинах. К сожа­лению, к концу 1990-х все мосты по «джековской» трассе были разрушены при­родой, а мост через Дебин просто сло­мали, заехав большегрузом и провалив­шись.

Потом построили новый мост, но долго он не простоял — рухнул...

Ну и о названии озера спрашивали. Есть несколько легенд, одной из которых я больше других верю: у геологов была книга Джека Лондона, читали её, конеч­но, взахлёб; но однажды, переплывая озеро на лодке, уронили книгу в воду. Отсюда и название озера появилось...

Участники экспедиции внимательно слушали мой рассказ, задавали вопро­сы. К сожалению, буйная таёжная зе­лень поглотила многие исторически ин­тересные участки трассы, да и золото­добытчики одной из старательских ар­телей убрали с лица земли остатки по­сёлков-лагерей, существовавших в 1940­-1950-е годы в долине речки Сухахы, по которой лежал наш путь.

Иван ПАНИКАРОВ, организатор экспедиции, средства на которую выделены из областного бюджета.

(Окончание в следующем номере.)

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Реклама

Читатели на сайте

Вверх