18+

Газета «Северная правда»

Главная / Статьи / И СНОВА О МЕДВЕДЯХ
04.07.2022 15:01
  • 26

Категории:

И СНОВА О МЕДВЕДЯХ

Случаи из таежной жизни Виктора Малькова

Сейчас часто упоминаются в средствах массовой информации медведи, нападающие на домашних животных и людей. В связи с чем много рассуждений о том, нужно ли избавляться от этого «шалунишки», или как-то мирно с ним разойтись.

Одни предлагают бескомпромиссно отстреливать таких медведей, другие это отрицают – дескать, медведь – зверь безобидный, и мы, люди, сами провоцируем его на агрессию. Предлагаются правила поведения и методы отпугивания зверя, но они не всегда срабатывают... и что делать??Мнений, конечно, много.

У меня есть ответ, но он будет ниже, а пока хочу предложить на суд читателю пару–тройку случаев из моей таежной жизни, о встречах с этим прекрасным, требующим уважения и особого отношения, зверем.

Случай первый

Тайга умеет хранить тайны. Река Мылга вздулась после недавних дождей, и, хотя вода начала уже спадать, мы с Павлом, ткнувшись в два–три переката своим «Сафарем», поняли – речку своим ходом не переедем. Связались по спутниковому телефону с базой, где нам ответили, что следом за нами едет «КАМАЗ»–«наливник» с соляркой для старателей, и он нам поможет. Делать нечего, развели хороший костерок, почаевали. Где-то, еще далеко, послышался рокот «КАМАЗа». Начали было собирать скарб, и тут Тайфун, моя лайка, ощетинился и зарычал – на противоположном берегу Мылги, метрах в шестидесяти, у самой воды стоял довольно крупный медведь и смотрел в нашу сторону. Некоторое время мы рассматривали друг друга, Тайфун с удовольствием на него погавкивал, мы даже на него покричали что-то вроде: «Уходи, дурачок, от греха подальше!»?Заброшенный поселок горняков более чем в ста километрах от трассы встретил нас мрачно. Заросшая топольником и ивняком единственная улица обрамлялась развалинами жилых домов и производственных построек. Привычная «картина маслом» нынешней Колымы – издержки перестройки. Даже уцелевший домик, в котором мы, приезжая сюда на рыбалку, не раз ночевали, чернел пепелищем. То ли случайно сгорел, то ли по недоброму умыслу.

Оружие лежало в машине в чехлах. Я достал фотоаппарат и, между прочим, расстегнул чехол ружья. Не торопясь, сделал несколько снимков. Только когда «КАМАЗ» выпрыгнул из-за деревьев, с шумом пересекая протоку, Миша как бы нехотя удалился в кустарник. Вадим, водитель тягача, приспустив стекло, крикнул: «Мужики, выезжайте за мной на сухую косу, цепляем «галстук» и едем дальше». Мы не мешкая последовали за ним. «КАМАЗ» пыхтел сизым выхлопом, Вадик стоял на цистерне, сбрасывая на землю судовой канат толщиной чуть ли не в руку.

На холостых оборотах равномерно работал дизель «Ниссан Сафари». Мы тоже громко переговаривались, сдабривая речь соленым словцом. Перекрывая весь этот шум и гам, раздался хриплый лай Тайфуна и рев того самого, уже знакомого нам Потапыча. Мы разом оглянулись назад, откуда приехали. По галечной колее к нам бежал медведь и вяло отмахивался от лайки, кружившей вокруг него. Вадика как ветром сдуло с цистерны, я не слышал, как брякнула дверца, но он мгновенно оказался в кабине «КАМАЗа».

Пашка лихорадочно дергал замок своего ружейного чехла. Мой, благо, был приоткрыт. Рывком выдернул трехзарядную «двадцатку», одновременно передергивая затвор, приклад послушно уткнулся в плечо, а медведь в этот момент слегка привстал на задние лапы, чтобы отмахнуться от Тайфуна, удачно прихватившего его за штаны. Расстояние между нами было критическим, и я нажал на спусковой крючок. Пуля попала по месту, медведь, вспахав галечник, задергался в агонии...

Рассказываю долго, а все произошло в считанные секунды.

Когда все кончилось, мы осмотрели медведя. Сентябрьская, уже лоснящаяся шерсть, приличная упитанность, целые зубы, без видимых старых ран и повреждений. Порассуждали, удивляясь: «Какого черта переплыл речку и бежал за нами почти полкилометра?» Молчавший доселе Вадик, нервно куривший сигаретку, спросил: «Сергеич, а что бы было, если бы не успел стрельнуть?» «Ну, с твоей задницей, положим, ничего бы не случилось – лихо ты скрылся в своем броневике, а нас с Пашкой достал бы он по полной!» Я прошелся от места выстрела до туши медведя. Всего восемь больших шагов – для медведя это пара не самых длинных прыжков.

Вот так наша судьба могла оказаться на тонкой ниточке, либо вообще оборваться навсегда... Павел криво ухмыльнулся: «Ясно дело, не обниматься спешил он к нам!»

Случай второй

Поднимался как-то в верховья одного ручья, также вдалеке от цивилизации, со мной как всегда неразлучный Тайфун. Надо было взойти на перевал и спуститься в соседний водораздел. Долина ручья была выстлана вулканическими породами, под ногами похрустывала халцедоновая галька, иногда попадались выцветшие агаты и ониксы.

Вокруг – кривоватые лиственницы и мелкие чозении, начавшие слегка желтеть. Начало августа...

Солнце село за сопку. Сразу попрохладнело. Подошли к солидному завалу – дров уйма. Здесь же, в ямке под завалом, выдернул несколько небольших мальмичек. Запалил добрый костер, сварил ушицы.

Тайфун лежал на песке, чуткие уши были настороже. Вдруг он вскочил и с лаем бросился в лес. По тембру лая я сразу понял – зверь крупный. Между деревьями показалось что-то громоздкое и рычащее, двигающееся в мою сторону. Да, это, конечно, был медведь, и следом за ним – лающий Тайфун. Расстояние до них было около ста метров.

Ружье стояло прислоненное к поваленному дереву. Из кармана рюкзака торчали две сигнальные ракеты. Медведь приближался, не обращая внимания на собаку и пылающий костер. Вертикальный выстрел ракеты не произвел на косолапого никакого впечатления.

Дергаю чеку второй ракеты, уже целясь над головой зверя. Никакого эффекта! Он даже побежал быстрее ко мне. Все! Намерения его понятны! Поднимаю ружье, и ... Медведь упал в пятнадцати метрах от костра. Возбужденный Тайфун еще долго ходил вокруг бездыханного медведя. Ночь провели неспокойно.

Случай третий

Несколько лет назад пришлось мне в летний сезон поработать в одной крупной артели. Директор предложил провести опробование техногенных площадей на одном из ручьев в верховьях р. Мылга. Тридцатилетней давности отработки поросли свежим леском и разнотравьем. Овцебыки, десятка полтора-два, которые успешно здесь паслись и плодились, – артель приобрела в свое владение еще в начале 2000-х годов. Мне не раз доводилось любоваться этими мощными, по–своему красивыми животными. Идя с Тайфунчиком по старой заросшей дороге, мы наткнулись на обглоданный труп самки овцебыка. Вокруг валялись оторванная голова, кости ног, бурели пятна крови.

Замятый кустарник, изрытая почва, как будто ее специально рыхлили, все истоптано крупными следами медведя. Видать, битва была не шуточная, жертва сопротивлялась как могла. Осмотревшись и поразмыслив, я пришел к выводу, что медведь подкараулил самку в этом узком и заросшем месте и напал на нее либо сбоку, либо сзади, причем одним прыжком. Завалить взрослого овцебыка в лоб весьма проблематично – несмотря на кажущуюся неуклюжесть, они очень реактивны и подвижны, по горам носятся как снежные бараны.

Останки были еще довольно свежие, понятно, что это обеденный стол Мишки, и он не раз придет сюда полакомиться, возможно, что и отлеживается где-то недалеко. «Да-а, Тайфунчик, попались мы с тобой, работа будет тревожной, Потапыч нам покоя не даст!» – как бы про себя произнес я... Дальше продвигался с ружьем наперевес сквозь заросли кустарника.

Особенно в ольховнике в трех-четырех метрах почти ничего не видно. Тайфун далеко от меня не уходил, семенил рядом. Минут через 15-20 вышли на место работы. Отработанный полигон в форме прямоугольника, выдранный бульдозерами до сверкающей на солнце сланцевой плитки. Место продувное, комаров мало. Ружье положил на рюкзак, предварительно достав из него инструмент, и приступил к работе. Июньское солнце к обеду изрядно припекало, собачка дремала где–то в тенечке, да я и сам подумывал спуститься к ручью освежиться.

Как вдруг в кустах послышался шум, и на полигон с треском сучьев выкатился здоровенный медведь, с рыком и оскаленной пастью ломанулся ко мне. Я на мгновение оторопел, но тут же рванулся к ружью, лежащему ровно посередине между медведем и мной. Безысходно понимая, что до ствола не успею, отчаянно заорал: «Тайфун, ко мне! Взять!»

Тот и сам с лаем уже летел наперерез зверюге. Медведь тормознул, развернулся и бросился навстречу собаке. Но я уже был у ружья.

Споткнулся, упал, ссадил о скальник коленку и обе ладони, стрелял, сидя на пятой точке. Медведь осел, странно хрюкнув, но оправился и побежал, ковыляя в сторону леса. Метров через 30 он свалился с маленького обрывчика. Подбежав, я увидел, что уши у него мелко дрожали и стояли торчком. Тут же сделал контрольный выстрел, и он затих. Тайфун злобно хватал его за ляжки.

Подъехавшие на «Урале» старатели помогли вытащить тушу на кромку обрыва. Пять мужиков с трудом справились с этой работой. «Кило на 300-350 потянет, не меньше!» — определил Сергей, бригадир команды, и достал из кармана рулетку. Измерили когти, они оказались длиной 8-9 сантиметров. Мужики засыпали меня вопросами, что да как было, и уезжая, Сергей мне добавил: «Спасибо скажи собачке, не то сейчас бы от тебя один форшмак собрали».

Вывод напрашивается следующий. Если медведь проявляет агрессию с угрозой для вашей жизни и при вас есть оружие – защищайтесь. Еще в советское время как-то мы отдыхали небольшой компанией на реке Тауй, недалеко от поселка Талон. Хорошо ловился на спиннинг крупный голец. Прекрасная погода, жаркий костер с большим котлом, в котором доходила душистая уха, ну что еще надо? Готовились отобедать, когда к нашему биваку подъехал УАЗ-469. Из него вышли двое в штатском крепкого телосложения и мужчина в офицерском плаще с полковничьими погонами. Они вежливо попросились с нами почаевать, и мы пригласили их к нашей «поляне». Один из штатских принес из машины фляжку с коньяком и автомат Калашникова.

Фляжку он поставил на походный столик, а «калаш» прислонил к топляку, на который присел офицер. Выпили за хорошую рыбалку, за знакомство и т. д., и я между прочим спросил полковника: «А зачем с собой «калашмат»?» На что он ответил типа того, что зверь везде шалый ходит, да и вообще научен горьким опытом. И рассказал, как года два назад вывез семью за брусникой в окрестностях Магадана, и на них наскочил медведь из стланиковых зарослей. Счастье, что взял с собой штатный пистолет, выстрелами отогнал мишку. Жена, тем более дети были в шоке. С тех пор сказал себе: «В лес ни шагу без оружия».

«Ну хорошо, не у всех есть такие звезды на плечах, а нам-то, законопослушным, как быть, ведь без лицензии, плюс ношение оружия вне сроков охоты – неприятностей с инспекцией не оберешься». На что полковник изрек: «Глупости это! Ты просто так, бездарно можешь остаться калекой, еще хуже – лишиться жизни. Или за перечисленные нарушения заплатить штраф, но остаться здоровеньким. Тут ты сам должен сделать свой выбор».

Так что, уважаемые туристы и прочие любители природы, идя в лес, помните, там живет хозяин этих мест – «лохматый террорист», который не всегда бывает миролюбив и благодушен, а зачастую коварен и беспощаден. В вашем арсенале всегда должны быть хотя бы фальшфейеры или сигнальные ракеты. Довольно эффективен нелетальный травмат «Оса» с шумовыми и световыми патронами.

Помните, что вы, вторгаясь в его вотчину, для него только деликатесная еда, а умиляться прыжками и ужимками потешного Мишутки лучше всего с почтительного расстояния или в зоопарке.

Никому не навязываю своего мнения, однако найдутся недовольные и будут меня критиковать, тем не менее буду очень рад, если этот рассказ будет кому-то полезен. Всем удачи и здоровья на необъятных северных просторах!

Виктор МАЛЬКОВ.

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Реклама

Читатели на сайте

Вверх